Консультации психолога

Учет индивидуальных особенностей ребенка - залог успешного воспитания. Психическое развитие ребенка, поведение обусловлены врожденными свойствами его нервной системы.

Учение И.П.Павлова позволило выделить типы высшей нервной деятельности человека, которые определяются свойствами нервных процессов - возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга. По силе или слабости этих процессов, их соотношению различают четыре типа высшей нервной деятельности: сильный уравновешенный (процессы возбуждения и торможения выражены одинаково сильно), сильный неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения, сильный уравновешенный с преобладанием процессов торможения и слабый тип (возбуждение и торможение слабо выражены).

Эти типы высшей нервной деятельности в определенной мере благоприятствуют формированию (или затрудняют его) тех или иных навыков, умений, черт характера ребенка. Зная индивидуальные особенности малыша, его возможности, реакцию на различные педагогические приемы и применяя соответствующие формы и методы воспитания, нетрудно получить желаемый эффект.

Так, дети с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности (сангвиники) отличаются спокойным поведением, преобладанием положительных эмоций, хорошим аппетитом и сном. Они редко плачут (при наличии существенной причины), быстро успокаиваются, легко вступают в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Эти дети одинаково охотно занимаются как подвижными, так и спокойными играми, могут подолгу сосредоточенно заниматься. У них легко формируются необходимые навыки. Однако при нарушениях правил воспитания, отклонениях в режиме дня уравновешенный по природе ребенок может стать раздражительным и капризным.

У детей с сильным неуравновешенным типом нервной деятельности с преобладанием процессов возбуждения (холерики) часто отмечаются нарушения сна, аппетита. Такие дети на первом году жизни часто просыпаются раньше времени кормления, проявляют беспокойство, громко плачут. В этих случаях ребенка приходится переводить на более частые кормления, так как в противном случае он, наплакавшись, устает и плохо ест. Кормить ребенка надо в спокойной обстановке, не допуская посторонних разговоров, отвлекающих малыша от еды. Засыпают такие дети плохо, сон у них неглубокий, очень чуткий, нарушается от малейшего шума. Учитывая это, ребенка желательно укладывать в отдельной затемненной комнате. У легковозбудимого ребенка бурное проявление чувств, радость и недовольство довольно часто сменяют друг друга. Он активен, подвижен, проявляет склонность к занятиям, требующим движения и быстроты. Родители должны обратить особое внимание на воспитание сосредоточенности, терпения, умения довести дело до конца. Однако нельзя навязывать ребенку занятие вопреки его желанию, это может привести к отказу от занятия. Умело вызывайте интерес малыша к нужному делу. Если специально не заниматься с легковозбудимым ребенком и не вырабатывать у него усидчивости и терпения, он вырастет рассеянным, будет легко отвлекаться. Говорить с таким ребенком надо спокойным тоном, избегать шумных развлечений, не злоупотреблять запретами, чтобы не перенапрягать нервную систему.

Дети с сильным уравновешенным типом нервной деятельности с преобладанием процесса торможения (флегматики) отличаются спокойным поведением, хорошим аппетитом, спокойным продолжительным сном. Они быстро засыпают, спят при негромких разговорах, неярком освещении. Такие дети обычно медлительны, невозмутимы, проявляют склонность к спокойным играм, любят рассматривать картинки, подолгу занимаются игрушками, настольными играми, однако медленнее овладевают движениями, мало используют приобретенные навыки. Задача родителей в этом случае - побуждать малыша к более частому изме­нению положения тела (на первом году жизни стимулировать повороты, ползание, переступание, более старших детей чаще привлекать к подвижным играм). У ребенка следует воспитывать ловкость, сноровку, быстроту реакции. Если не развивать эти качества и делать все за него, он может вырасти безынициативным, необщительным, неуклюжим.

Дети со слабым типом нервной системы (меланхолики), у которых процессы возбуждения и торможения слабые, нуждаются в особом подходе. Они очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, особенно к неблагоприятным воздействиям. Настроение их отличается неустойчивостью, они обидчивы, быстро утомляются. Сон, как правило, неглубокий, поэтому для полноценного отдыха им необходимы спокойная обстановка, исключение шумов. Засыпает такой ребенок не сразу, может перед сном плакать. Аппетит тоже неустойчивый, малыш трудно привыкает к новой пище, к новому способу кормления (отказывается есть из ложки, самостоятельно принимать пищу). Необходимые навыки у таких детей вырабатываются в более поздние сроки, они более остро реагируют на все новое, трудно привыкают к дошкольному учреждению, пугаются незнакомых взрослых, большого числа детей, стараются уединиться. Воспитывая ребенка со слабым типом нервной системы, родители должны с самого раннего возраста предупредить развитие у него неуверенности в себе, боязливости, обидчивости, замкнутости. Не увлекайтесь излишней опекой, что делает ребенка неуверенным и робким, стимулируйте к преодолению препятствий, подбадривайте, хвалите за успехи. Ему полезно больше двигаться, выполнять различные поручения взрослых, чаще общаться со взрослыми и детьми. Учитывая повышенную ранимость такого ребенка, обращаться с ним надо ласково, внимательно, не допуская не только грубого, но и излишне строгого тона. Вместе с тем, свойственная этим детям повышенная восприимчивость является благоприятным фоном для выработки у них таких качеств, как чуткость, деликатность, отзывчивость.

Вдумчивое и внимательное отношение к ребенку, изучение особенностей его высшей нервной деятельности, физического и умственного развития помогают своевременно сформировать необходимые для окружающих и для самого ребенка ценные качества характера и предупредить развитие отрицательных черт.

A+ | A-


Поиск на сайте



Поделитесь с друзьями

Афоризмы психоаналитиков

Погода

Присоединяйтесь!

Электронные системы

Автоматизированная электронная система "Сетевой город. Образование"
Автоматизированная электронная система "Е-услуги"
Автоматизированная информационная система "Автоматизированная система сбора статистических данных"

Важные ссылки

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области
Управление образования администрации Озерского городского округа
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный Институт Развития Образования
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Посетители

Flag Counter
Яндекс.Метрика

Печенька с предсказанием. 

"Нажми на меня"

Печенька с предсказанием