Основные направления работы с тревожными детьми

1) развитие уверенности в собственных силах;

2) обучение ребенка приемам снятия мышечных зажимов;

3) отработка навыков владения собой в сложных ситуациях.

Приемы при общении с тревожным ребенком

При общении с тревожными детьми пользуйтесь следующими приемами:

— Хвалите ребенка, оказывайте ему всяческие знаки внимания, называйте по имени, особенно если рядом находятся другие дети и взрослые.

— И в детском саду, и дома можно сделать стенд «Наши успехи». Дома можно вывешивать на видном месте работы ребенка, а за хорошо выполненную работу награждать его маленьким подарком или грамотой. Многие воспитатели дают таким детям так называемые «престижные» поручения (принести игрушку, книгу или альбом, помочь разложить раздаточный материал для занятия или накрыть на стол), обязательно похвалив ребенка за проделанную работу.

— Вашим помощником при общении с тревожными детьми будет визуальный контакт — он создаст между вами теплые, доверительные отношения.

— В больших и маленьких коллективах полезно проводить беседы с детьми, чтобы каждый мог поделиться с остальными тем, какие затруднительные ситуации были в его жизни и как он нашел выход из них. Таким образом, любой ребенок приобретает богатый опыт решения тех или иных проблем.

— Спокойная атмосфера, нежная улыбка, доброе слово и поддержка нужны в каждом доме, группе, классе, коллективе. Запаситесь терпением и помните, что ребенок сможет многого достичь, если вы будете верить в него.

— Старайтесь по возможности делать меньше замечаний.

Не рекомендуется:

— Использовать на практике метод сравнения результатов детей для улучшения показателей. С тревожными детьми подобной техники следует избегать. Если же без сравнений не обойтись, оценивайте успехи каждого ребенка, опираясь на его же достижения вчера или на прошлой неделе.

— Негативно тревожные дети воспринимают задания на время. Учителя, зная эту их особенность, чаще спрашивают таких детей в середине урока. Не подгоняйте ребенка, не повторяйте один и тот же вопрос несколько раз, а дайте ему время для ответа, тогда он получится полным и вдумчивым.

Приемы снятия мышечных зажимов

Находясь в состоянии тревоги, ребенок напрягает мышцы лица, шеи и живота, поэтому специалисты рекомендуют выполнять упражнения для релаксации. Хорошо устраняет мышечное напряжение массаж. Не обязательно прибегать к услугам массажиста, достаточно элементарного телесного контакта. Хорошо помогают расслабить мышцы игры. Они способствуют не только снятию мышечных зажимов, но и развивают тактильные ощущения, способствуют повышению самооценки  ребенка, уверенности в собственных силах.

Скульптура 

Цель: развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т.д., снижение мышечного напряжения.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок играет роль скульптора, другой — скульптуры. Дети или взрослый определяют тему скульптуры и по сигналу начинают лепить.

Примеры тем:

— ребенок, который ничего не боится;

— ребенок, который выполнил сложное задание; 

— профессии;

— ребенок, который переживает какие-то чувства (страх, восторг, изумление, негодование).

После выполнения задания все рассматривают скульптуру и дети меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. Главное — после игры обсудить со скульпторами и скульптурами, что им понравилось лепить или изображать, что они чувствовали в разных ролях и что еще хотели бы попробовать изобразить.

Ласковый мелок

Эта игра поможет снять мышечные зажимы, развитию тактильных ощущений. Она построена на основе распространенной игры, когда один человек рисует на спине другого, а тот отгадывает, что было нарисовано. Чтобы тревожный ребенок не беспокоился по поводу того, отгадает он картинку или нет, правила были несколько изменены. Взрослый предварительно обговаривает с ребенком, что будет рисовать: «Если хочешь, я могу нарисовать дерево или котика». Мягкими движениями он изображает животное. «А как бы ты нарисовал это на моей спине или руке?» Спросите ребенка: «Хочешь, я нарисую солнышко «ласковым» мелком?» Рисуя таким образом, вы только слегка дотрагиваетесь до поверхности тела. «Тебе приятно, когда я рисую «ласковым» мелком?» По окончании игры помассируйте легкими движениями спину ребенка, как бы стирая рисунок.

Драка

Цель игры: научить ребенка расслаблять мышцы лица и кистей рук.

Представьте, что сейчас будет драка, в которой примет участие ребенок. Он делает глубокий вдох, напрягает все мышцы лица, до боли сжимает кулаки, стискивает зубы, нахмуривается и на несколько минут замирает. Затем наступает перемирие или осознание, что драка вовсе не нужна. Необходимо снять напряжение. Выдохните и расслабтесь. Неприятности позади! Для этого ребенок должен расслабить мышцы лица, поменяв озлобленное выражение на спокойное, разжать кулаки, встряхивая кистями рук и почувствовать облегчение.

Похвалилки

Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышению его значимости в коллективе.

Детям выдаются карточки с позитивными действиями. Они по очереди озвучивают содержание своих картинок, начиная со слов: «Однажды я …» Пример: «Однажды я накормил котенка на улице», «Однажды я помог другу на прогулке». На раздумье дается несколько минут, затем каждый ребенок делает краткое сообщение о том, как он замечательно выполнил то действие, которое указано в его карточке.  В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить нужно быть заботливыми, внимательными и доброжелательными по отношению к людям, окружающим нас.

За что меня любит мама

Цель: повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Дети, участвующие в игре, поочередно называют причину, по которой их любит мама. Затем одного ребенка (по его желанию) просят повторить, за что любят мамы каждого из присутствующих. Если он забыл или ошибся, дети могут помочь ему. Обсудите с детьми, понравилась ли им игра и к каким выводам она их привела. Как правило, дети играют с удовольствием и делают вывод, что надо внимательнее относиться к окружающим людям. По мнению детей, родители любят их за то, что они помогают пылесосить, мыть пол, гулять с собакой, ходить за покупками, и только после многократных повторений игры они понимают, что их все-таки любят за то, что они есть.

 

В работе с тревожными детьми можно использовать такие техники, как работа с песком, рисование пальчиковыми красками, лепка глиной. Некоторые психологи склоняются к мнению, что таким детям полезно посещать театральные кружки. Доктор психологии Вайолет Оклендер в своей книге "Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии" советует устраивать маскарады, праздники, раскрашивая лицо ребенка старыми маминами помадами. Такой праздник поможет ребенку расслабиться, раскрепоститься.

Отработка навыков владения собой в сложных ситуациях

Важный элемент работы с тревожными детьми — отработка навыков владения собой в трудных ситуациях. Даже добившись хороших результатов в повышении самооценки и снятии мышечного напряжения, оказавшись в травмирующей ситуации, ребенок может забыть о приобретенных навыках. Именно поэтому важно обыграть всевозможные сложные ситуации, в которых он может оказаться.

Для этого используют ролевую игру. Побыв какое-то время в образе того или иного героя, ребенок лучше понимает, что испытывает человек в разных ситуациях. Например, играя роль богатыря, ребенок учится справляться с трудностями, вести за собой других, принимать ответственные решения, тем самым закрепляя чувство уверенности в себе.

Роли слабых героев помогут конкретизировать страх ребенка. Как правило, эту роль часто доводят до абсурда, чтобы ребенок смог взглянуть на страх по-другому. Поговорив в конце игры, вы поможете ребенку сформировать варианты действий в разных ситуациях.

Выбирайте сюжеты для игры из повседневной жизни ребенка. Проиграйте то, с чем ему приходится сталкиваться: страх выходить одному на улицу,боязнь темноты,  боязнь преподавателя, плохой отметки, страх сверстников.

В ходе личной беседы можно выявить, кого конкретно боится ребенок, и даже узнать их имена и фамилии, а затем в ходе игры сделать объекты страха ребенка более реалистичными. Сосредотачивайте внимание ребенка на разных моментах, чтобы он понимал, что с ним происходит в разное время, и использовал освоенные техники владения собой: игру «Драка» (поможет расслабить мышцы лица), дыхательные упражнения, простые формы самовнушения. Деткам, боящимся прививаться, полезно поиграть в доктора и пациента, пришедшего на прививку.

Победить состояние тревожности можно, если полученные навыки будут применяться в ежедневной жизни и по необходимости корректироваться и закрепляться. Желательно учитывать половые и возрастные пики тревожности детей. Чем больше вы участвуете в жизни ребенка, проигрываете с ним ситуации, возникающие ежедневно, подбирая способы выхода, разрабатывая индивидуальную модель поведения, тем легче ребенку будет в жизни.

Проявляется ли тревожность у Вашего ребенка? Ответ на этот вопрос можно узнать в разделе Тесты, ответив на вопросы анкеты.

Оставить комментарий

Комментарии: 0

A+ | A-


Поиск на сайте



Поделитесь с друзьями

Афоризмы психоаналитиков

Погода

Присоединяйтесь!

Электронные системы

Автоматизированная электронная система "Сетевой город. Образование"
Автоматизированная электронная система "Е-услуги"
Автоматизированная информационная система "Автоматизированная система сбора статистических данных"

Важные ссылки

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области
Управление образования администрации Озерского городского округа
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный Институт Развития Образования
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Посетители

Flag Counter
Яндекс.Метрика

Печенька с предсказанием. 

"Нажми на меня"

Печенька с предсказанием