Самообразование


Тема: «Развитие мышления и творческого воображения методами ТРИЗ»

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)


Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

 

Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность).

 

Психолого-педагогический анализ стандартов нового поколения позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в ФГОС определяются как образовательные результаты дошкольного образования, могут быть обобщены в одно общее определение «творческий потенциал».

 

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

 

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

 

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

 

«ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

При проведении диагностического обследования познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста было выявлено: развитие мышления и воображения детей старших групп в большей части имеет средний и низкий уровень. Вследствие чего возникла необходимость развития данных психологических процессов.

В ходе поиска методик и технологий, среди современных инноваций в дошкольном образовании, которые должны быть не только результативны, но и увлекательны выбор остановился на использование приемов и методов ТРИЗ, т.к. именно методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера, а занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием ТРИЗ, помогут в планировании и облегчат проведение занятий, а также будут способствовать более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей.

Подготовительный этап начали с игровых упражнений типа «Дорисуй», «Дострой», «Составь картинку из геометрических фигур», «На что это похоже?», «Найди сходства», «Найди различия».

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагались задания со счетными палочками. Сначала простые (построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо переложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). В данной деятельности у воспитанников также закреплялись и навыки самостоятельной работы.

Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход о конкретного мышления к абстрактному. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программам воспитания и обучения, дополняет их с получением большей эффективности в результатах.

На втором этапе детям предлагались игры с противоречиями, которые они решали с помощью алгоритма.

Пример: «Надо перенести воду в решете». Формулируем противоречие: вода должна быть в решете, чтобы её перенести и воды не должно быть, т.к. в решете её не перенести - вытечет. Решаем противоречие, изменив агрегатное состояние вещества: вода будет в решете в измененном виде (лед) и её не будет, т.к. лёд - это не вода. Решение: переносим воду в виде льда.

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Педагог должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учились в разнообразных играх, проводимых как в НОД, так и в повседневной жизни («Хорошо-плохо», «Да-нетки», «Уменьшалки- увеличалки», «Оживлялки», «Волшебная дорожка», «Маша-растеряша», «Обзывалочки», «Коллаж из сказок» и др). В играх у воспитанников формируется системно-диалектический способ мышлении, через путешествия по структуре, функциям предметов, времени; составление каталогов ресурсов, выделение общих и отличительных признаков путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление. В ТРИЗ-играх воспитанники учатся придумывать, изобретать новые объекты, сочетать «несочетаемое», наделять их функциями, создавать «портреты», давать новые несуществующие названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира, помогая воспитанникам научиться классифицировать, систематизировать, анализировать, работать по алгоритму.

Одновременно повышается интерес к занятию, предоставляя возможность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творчеству каждого ребенка, совершенствуются такие ценные психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение. Сравнительные показатели развития мышления и воображения воспитанников старших и подготовительных к школе групп (2012–2015 учебный год), позволяют утверждать, что использование в работе адаптивных методов и приемов ТРИЗ повышают результативность работы. По итогам диагностики, в результате обучения с использованием элементов технологии ТРИЗ Г. С. Альтшуллера у детей повысился уровень развития воображения и творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать и делать выводы, а также находчивость, внимательность и сообразительность, творческая фантазия.

Т.о. углубленная работа в данном направлении позволяет говорить о её эффективности. Использование данной технологии в детском саду развивает у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, находчивость, сообразительность, стремление к новизне, а также речь и творческое воображение.

В ходе реализации работы по данной проблеме были наработаны следующие материалы:

Картотеки игр, упражнений, проблемных ситуаций.

Конспекты занятий:

1. Игра-путешествие: «Путешествие на паровозике», «Путешествие в мир домашнего питомца», «Лесное приключение»;

2. Проблемные занятия: «Буратино идет в гости», «На балу у Золушки»;

3. Занятие – эксперимент: «В мире насекомых», «Удивительная вода» и др.

Семинары для педагогов: «Выявление познавательных и интересов у детей дошкольного возраста»; «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»; «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста элементами ТРИЗ» + Буклет по теме семинара.

Консультации для родителей: «Развитие творческих способностей ребенка», «Что такое «одаренный» ребенок?».

Рекомендации по использованию технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.

Литература:

1. Альтшуллер Г.С., Веркин И.М. «Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности». – Мн, Беларусь,1994г.

2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. «Детство творческой личности: встреча с чюдом. Наставники. Достойная цель». – СПб: Издательство Буковского,1995г.

3. Гин А. «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» Издательство: Вита-Пресс, 2010 г.

4. Гин А. «Мир фантазии», ч.1, ч.2, Гомель 1994-1995г.

5. Дьяченко О.М. «Воображение дошкольника». – М: Знание, 1986г.

6. Корзун А.В «Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками» Мн., 2000г.; http://www.trizminsk.org/e/233007.htm

7. Корзун А.В. "Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики" http://www.trizminsk.org/e/260018.htm

8. «Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ»./Составители: Гуткович И. Я., Костракова И.М., Сидорчук Т.А. – Ульяновск, 1994г.

9. Самойлова А.Э. Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками. – Ульяновск, 1996.

10. Синицына Е. И. Умные занятия и игры. – М, 2002.

11. Сидорчук Т.А. Все на штурм // Педагогика + ТРИЗ. №3. – Мн., 1997.

12. Сидорчук Т.А «К вопросу об использовании ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Пособие для воспитателей. – Ульяновск, 1991г.

13. Сидорчук Т.А «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи»

14. Сычева О.И. , Сычев С.В. «Книга противоречий» журнал ТРИЗ №4.

15. Тамберг Ю.Г. «Как научить ребенка думать» Учебное пособие для родителей, воспитателей, учителей. – СПб, 1999г.

16. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. «Думаем, изобретаем, открываем мир» Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М: Просвящение, Учебная литература, 1996г.

17. Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка или наука думать для больших и маленьких», - М: Педагогика, 1993г.

18. Чернихович Е.М. Винни-Пух решает вслух: картотека сказочных задач. — Гомель, ИПП "СОЖ", 1995.

19. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца — СПб.: Речь, 2006. — 144 c.

20. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. “Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка” (2006 г.) – 2 части - 140/208 стр.

21. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Как попасть в сказку. — М.: Просвещение, — Владос, 1995. — 160 c.

22. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких/ Филиал Таймыр. Ин-та усоверш. учителей. — М., 1995. — 47 c.

23. Журналы: “Дошкольное воспитание” 1995- № 6, 10;1996 – № 10;1997 - № 1,3, 4, 12;1998 - № 1, 3, 5, 8, 9, 11.

24. http://www.trizminsk.org/

25. http://www.trizland.ru/

26. http://www.altshuller.ru/e-books/

A+ | A-


Поиск на сайте



Поделитесь с друзьями

Афоризмы психоаналитиков

Погода

Присоединяйтесь!

Электронные системы

Автоматизированная электронная система "Сетевой город. Образование"
Автоматизированная электронная система "Е-услуги"
Автоматизированная информационная система "Автоматизированная система сбора статистических данных"

Важные ссылки

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области
Управление образования администрации Озерского городского округа
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный Институт Развития Образования
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Посетители

Flag Counter
Яндекс.Метрика

Печенька с предсказанием. 

"Нажми на меня"

Печенька с предсказанием